До победы еще далеко!
Слава Богу, пандемия COVID-19 пошла на убыль. Но расслабляться еще рано. Вирусологи и эпидемиологи
предупреждают, повтор неизбежен. А пока пришло время все проанализировать, обсудить и извлечь уроки из
произошедшего. К сожалению, уроки эти довольно тяжелые.
Если по медицинской части еще более-менее приемлемый уровень противодействия пандемии, то в части
социально-административной дела обстоят намного хуже. Даже президент отметил, что дистанционная работа
социальных и административных служб не справилась с запросами граждан.
Но это не все. Есть еще одно провальное направление обеспечения биологической безопасности государственных
органов управления.
Всем известны случаи заражения COVID-19 представителей исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней. Хорошо, что обошлось без серьезных медицинских последствий. В административной части ограничились лишь назначением временно исполняющих обязанностей заболевших.
Теперь давайте представим более жесткий вариант развития событий, который вполне может иметь место. Вирусы и бактерии более опасны, чем COVID-19 (чума, холера, туляремия…). Масштабы заражения шире, уровень смертности выше. В этом случае страна может лишиться не только руководителей, но и временно исполняющих обязанности. В результате — паралич власти.
Кроме того необходимо учитывать провокационные, диверсионные и террористические акции. Все это усугубит и без того сложную ситуацию. Международные террористические организации давно вынашивают планы применения радиоактивных, биологических и химических компонентов именно по государственным учреждениям. Очевидно, что такое их применение более эффективно, чем взрывчатка.
Последствия также могут быть плачевней. Помимо многочисленных жертв, может наступить значительное нарушение административного управления, хаос и паника.
На этом фоне непременно появятся подлые фейки, которые еще больше осложнят ситуацию.
Я не зря затронул эту тему. В условиях «гибридной» войны, которая уже идет, такой сценарий более чем реален. Тем более, что он уже прорабатывался. К счастью, всего лишь на Всесоюзных учениях Гражданской Обороны в 1982 году. Мне довелось в них участвовать в должности начальника службы радиационной, химической и биологической защиты Гарнизонной Военной Комендатуры г. Ростова-на-Дону.
Несмотря на высокую степень защиты органов власти, были выявлены изъяны. Они не привели к нарушению политического и административного управления, но нервы многим помотали изрядно.
К большому сожалению, надо констатировать, если бы такое учение состоялось сейчас, оно завершилось бы полным провалом.
Поэтому есть необходимость возродить надежную защиту управленческих структур власти всех уровней и обеспечить их надежное функционирование в условиях радиационной, химической и биологической опасности.
Практически, такая защита должна опираться не только на обеспечение средствами защиты и последующей спецобработки помещений, но и на постоянный мониторинг окружающей среды (атмосфера в помещении) с привлечением специальных средств индикации и оповещения. Как говорится, предупрежден, значит, вооружен.
Хочется верить, что страусиная политика — голова в песке, а задница наружу, уйдет в прошлое. И, наконец-таки, начнется серьезная подготовка к новым вызовам современности, которые уже на пороге.